5 декабря 2019 года в Санкт-Петербурге в большом конференц-зале СРО А «Объединение строителей Санкт-Петербурга» состоялась Межрегиональная конференция «Куда нас приведет «Дорожная карта» по развитию лифтовой отрасли в Российской Федерации?»

Организатор: Профессиональный образовательный и правовой центр «Адмиралтейский»

При участии: СРО А «Объединение строителей Санкт-Петербурга», Национальный Лифтовой Союз

Модератором конференции выступил Абрамов Александр Алексеевич (эксперт Комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного Совета при Министерстве строительства и ЖКХ РФ, член Лицензионной комиссии Ленинградской области, член ТК-209 Росстандарта, член рабочей группы по обеспечению безопасности лифтов Ростехнадзора, член экспертного совета журнала «Качество в строительстве»).

На конференции с докладами и сообщениями выступили:

  1. Доклад: «Дорожная карта» о развитии лифтовой отрасли. Этого ли мы ждем от правительства?

      Абрамов Александр Алексеевич

  2. Требования, предъявляемые к организациям членам СРО осуществляющим демонтаж и монтаж лифтов.

      Лысич Борис Иванович – первый заместитель генерального директора СРО А «Объединение строителей Санкт-Петербурга»

  3. Функции ГЖИ Санкт-Петербурга по надзору и контролю над содержанием лифтов в соответствии с требованиями жилищного законодательства.

      Сергиенко Юрий Александрович – заместитель руководителя Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга

  4. Модернизация лифтов – зачем с 1 января 2020 года вводится новый стандарт?

      Мамлеев Ренат Альбертович – генеральный директор ООО «Радел»

  5. Подготовка и принятие современных норм времени на техническое обслуживание и ремонт лифтов.

      Дьяченко Дмитрий Александрович – руководитель рабочей группы Комиссии по лифтовому хозяйству Общественного совета при Минстрое РФ по подготовке норм времени технического обслуживания и ремонта лифтов.

  6. Организация конкурсных процедур и осуществление контрольных функций при ремонте, замене и модернизации лифтов по программе капитального ремонта многоквартирных домов.

      Чумаков Павел Владимирович – начальник отдела по контролю за лифтовым оборудованием НО «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Санкт-Петербурга

  7. Опыт технического обслуживания и ремонта лифтов по прямым договорам с собственниками многоквартирных домов.

      Кострикова Оксана Александровна – начальник отдела правового обеспечения АО «Ярлифт» (Ярославль).

  8. Перспективы изменений в порядке технического обслуживания и ремонта лифтов при реализации «Дорожной карты».

      Васильев Андрей Александрович – директор по сервису ООО «МЛМ Нева-трейд».

  9. Необходимы меры правового регулирования по снижению дебиторской задолженности лифтовых компаний осуществляющих техническое обслуживание и ремонт лифтов.

      Абрамова Екатерина Александровна – адвокат Коллегии адвокатов «Кутузовская»

 10. Требования нормативно-правовых актов и эксплуатационной документации к установке и эксплуатации диспетчерских систем лифтов и платформ подъемных для инвалидов.

      Попов Александр Геннадьевич – генеральный директор ООО «СДК-Кристал».

 11. Система диспетчерского контроля как средство повышения конкурентной способности предприятия.

      Мельников Евгений Анатольевич – директор ООО «СП ТАГИЛЛИФТ» (Нижний Тагил).

 12. Контроль выполнения владельцами лифтов в многоквартирных домах обязательных требований при их замене и эксплуатации.

      Свирко Кирилл Георгиевич – заместитель начальника инспекторского отдела комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области.

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

Межрегиональной конференции «Куда нас приведет «Дорожная карта»

по развитию лифтовой отрасли в Российской Федерации?»

5 декабря 2019 года                                                                                                                                                                                              Санкт-Петербург

По итогам состоявшегося обсуждения участники конференции, представляющие административные органы, Фонды капитального ремонта, Ростехнадзора, ГЖИ, управляющие компании, ТСЖ и ЖСК, а также лифтовые организации обращают внимание исполнительной и законодательной властей Российской Федерации и регионов на необходимость решения следующих проблем лифтовой отрасли:
1. Инициированный министерством промышленности и торговли РФ «План мероприятий («Дорожная карта») по развитию лифтовой отрасли в Российской Федерации» и утвержденный 29 августа 2019 выходит за рамки поручения Председателя Правительства Российской Федерации.
 • Согласно пункту 10 Протокола совещания у председателя Правительства РФ (от 5.02.2019 г. №ДМ-П0-7пр) Минпромторгу, Минфину, Минстрою, Минэкономразвития, ФАС совместно с государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» и АО «ДОМ.РФ» было поручено утвердить план мероприятий («дорожную карту») по развитию производства лифтового оборудования и о результатах доложить до 4 июня 2019 г. в Правительство РФ. В указанные сроки План мероприятий подготовлен не был.
 • Ни о какой «Дорожной карте» по развитию лифтовой отрасли в Российской Федерации в данном протоколе Правительства речи не идет.
 • Однако вопреки поручению Главы Правительства РФ департамент станкостроения и инвестиционного машиностроения Минпромторга разрабатывает и направляет в федеральные органы исполнительной власти письмом №22695/05 от 9.04.2019 проект «Плана мероприятий («Дорожная карта») по развитию лифтовой отрасли в Российской Федерации», игнорируя требование подготовки плана развития производства лифтового оборудования.
2. «Дорожная карта», утвержденная только двумя министрами, предписывает выполнение перечня мероприятий в определенные сроки ведомствам и органам РФ, которые не подчинены данным руководителям (Минфин, Банк России, АО «ДОМ.РФ», Минэкономразвития, ФАС, Ростехнадзор, Росстандарт, Минтруд, ВЭБ.РФ, Промсвязьбанк, Связь-Банк), что представляется, как юридический «нонсенс», и вряд ли это допустимо по этическим нормам.
3. Большинство мероприятий данного плана при его подготовке не согласованы со специалистами и руководителями профильных ведомств, а мнение экспертного сообщества лифтовой отрасли, его общественных органов просто не принималось во внимание. Добиться при таком подходе качественно проработанного документа, достижения какого-то «прорыва» при его выполнении вряд ли представляется возможным.
4. План развития лифтовой отрасли, кроме консолидации производства лифтов, должен включать в себя и мероприятия по решению наиболее актуальных проблем монтажа и эксплуатации:
4.1. Катастрофическое недофинансирование ключевого звена: технического обслуживания и ремонта лифтов, и в первую очередь в жилом фонде.
 • Действующие в большинстве субъектов Федерации расценки на техническое обслуживание лифтов не позволяет в полном объеме проводить необходимые работы, а значит, не обеспечивает безопасную эксплуатацию лифтов.
• Снижение расценок в ходе конкурсов по техническому обслуживанию лифтов в многоквартирных домах в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) на 15-40% более усугубляет ситуацию с безопасностью лифтов, противоречит интересам, как жильцов дома, так и специализированных лифтовых организаций. Минстрою РФ следовало бы разработать Методические рекомендации по подготовке технического задания на проведение конкурсных процедур по отбору специализированных лифтовых организаций осуществляющих техническое обслуживание лифтов и диспетчерских систем, а также проводящих оценку соответствие лифтов. Снижение стоимости работ не должно превышать 5%, а расценка должна быть научно обоснована в соответствии с проведением полного объема работ согласно требованиям технической и сметной документации.
4.2. Замена крупных узлов лифтов практически выведена из правового поля финансового обеспечения организации эксплуатации лифтов в многоквартирных домах.
 • При планировании расходов по ст.166 ЖК РФ органы власти предусматривают только замену лифтов, демонстративно игнорируя потребность в периодической замене крупных узлов.
 • Договор на техническое обслуживание и ремонт лифтов ее тоже не учитывает. Где брать средства при необходимости замены лебедки, электродвигателя, редуктора, тяговых канатов, канатоведущего шкива, как и много другого наша власть скромно умалчивает.
 • Целесообразно было бы проводить замену этих узлов за счет средств, оплачиваемых жильцами как по статье текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, так и капитальный ремонт (наиболее дорогостояших узлов: электродвигатель, редуктор, станция управления, купе кабины и др.).
• Особенно важно срочные аварийно-восстановительные работы на лифтах в объеме капитального ремонта, запрещенных к эксплуатации по результатам периодического технического освидетельствования, обследования, а также при их остановке в результате поломок, аварий проводить без конкурсных процедур по дополнительным соглашениям с организациями, осуществляющими их техническое обслуживание.
4.3. Нет четкого планового финансирования обследования лифтов многоквартирных домов, у которых истек срок эксплуатации.
 • Целесообразно было бы его осуществлять по статье капитальный ремонт многоквартирного дома, согласно ст.5.8 ВСН 58-88(р) («Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»).
5. «Дорожная карта» должна включать и ревизию ключевых актов, регулирующих правоотношения в лифтовой отрасли Российской Федерации.
5.1. Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Пункт 41 части 2 статьи изложить в следующей редакции: «монтаж, демонтаж, эксплуатация, обслуживание и ремонт лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах».
5.2. «Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» утвержденные ПП РФ №743 от 24.06.2017.
 • Пункт 3 изложить в следующей редакции: "специализированная организация" - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предметом основной деятельности которых является выполнение одного или нескольких видов работ при осуществлении деятельности по монтажу, демонтажу, обслуживанию и ремонту объектов. Специализированная организация заключает с владельцем объекта публичный договор подряда;
 • В подпункт с) пункта 4 после слов «… предусмотренных настоящим пунктом.» добавить текст: «Сведения об указанном лице (фамилия, имя, отчество, должность, дата и номер распорядительного акта о его назначении) и его подпись вносятся в паспорт объекта».
 • В пункт 4 добавить подпункт в следующей редакции: «у) организацией эксплуатации объекта владелец занимается самостоятельно и не вправе ее возложить на других лиц».
 • Пункт 16 изложить в следующей редакции: «Владелец объекта обеспечивает осуществление одного или нескольких видов работ по монтажу, демонтажу, обслуживанию и ремонту объекта самостоятельно, либо на основании соответствующего договора со специализированной организацией».
 • В пункте 17 части 2 подпункта е) изложить в следующей редакции: «по обслуживанию и ремонту объекта, - в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации объекта… (далее по тексту)».
 • В пункте 17 часть 1 подпункта и) изложить в следующей редакции: в специализированной организации лица, ответственного за организацию эксплуатации объекта, при наличии у владельца объекта в штате лифтеров, операторов, диспетчеров… (далее по тексту).
 • В пункте 17 часть 2 подпункта и) изложить в следующей редакции: «В случае осуществления владельцем объекта работ по обслуживанию и ремонту данного объекта самостоятельно, допускается возлагать обязанности лица, ответственного за организацию эксплуатации объекта, на лицо, ответственное за организацию обслуживания и ремонта объекта».
5.3. «Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», утвержденное ПП РФ №1110 от 28.10.2014.
 • Пункт в) статьи 4(1) изложить в следующей редакции: «нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения, в части незаключения в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в соответствии с требованиями, установленными Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудованияпри предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", выполнении работ по обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов в соответствии с требованиями, установленными Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743 "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах",
 • Пункт д) статьи 4(1) изложить в следующей редакции: «нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части наличия у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего видаи (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также перед специализированными организациями, выполняющими работы в целях содержания в надлежащем техническом состоянии систем внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства и противопожарных систем многоквартирного дома, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом.